Заповеди блаженства

1_83b43_5be54e5e_XLВ отличие от десяти Заповедей, которые заповеданы Богом на Синае среди огня и бури, Заповеди Блаженства даны не как жесткое повеление. Иисус Христос дал их своим ученикам, проповедуя на горе, рядом с Галилейским озером (Мф. 5, 1–12). 

Кротчайший Господь наш называет блаженными, то есть счастливыми, тех, кто добровольно будет исполнять их. Блаженство же происходит, по слову святителя Григория Нисского, от участия в блаженстве Самого Бога, Который есть «чистая Жизнь, неизреченное и непостижимое Благо, невыразимая Красота, источная Благодать, Премудрость и Сила, истинный Свет, Источник всякой благости, превышающая все Власть; единая достолюбезная, всегда неизменная, непрестанная радость; вечное веселье, о котором, если кто скажет все, что может, не скажет по достоинству ничего» (О блаженствах. 1).

Настолько велико значение этих заповедей, что Церковь напоминает нам их на Литургии. 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Счастливы те, которые ничего не считают своим, знают, что все, что есть у них, на самом деле Божие. Счастливы смиренные, которые знают свое недостоинство и немощь перед лицом Бога Всемогущего. «Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия» (Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. 15, 2). Смиренным принадлежит Царство Небесное, предназначенное человеку прежде начала времен. Принадлежит оно ему здесь — как залог, данный в вере и надежде, а в будущем — во всей полноте. Ведь, по словам церковного песнопения, «побеждающие от зде (отсюда) возносятся». 

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Счастливы те, кто плачет о грехах своих, и те, кто томится под тенями смертной земли, стремясь взойти в Небесное Отечество. Конечно, здесь речь не идет о тех, кто плачет о потере родственников или имущества и тем паче о нарезанном луке. Такая печаль не только не блаженна, но даже может погубить человека, по слову апостола: «Печаль мирская производит смерть» (2Кор. 7, 10). Те же, кто плачет «радостнотворным плачем» (а именно так называет Церковь эту добродетель), будут утешены даром Утешителя Святого Духа. На земле утешаются они прощением грехов, миром совести и ощущаемым ароматом бессмертия, а после конца мира «отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 17).
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы те, кто победил гнев, кто достиг глубокого внутреннего покоя, кто гневается только тогда, когда должно, то есть когда его хотят отлучить от Бога. Они наследуют и землю живых (Пс. 26, 13) — вечный Рай, и землю обычную. Как ясно это на примере христиан, которых должны были истребить язычники, но погибли сами в беззакониях своих, а христиане стали обладать вселенной. 

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 
Счастливы те, кто, творя добрые дела, алчут и жаждут получить оправдание по вере в Иисуса Христа. Они не надеются на свои добрые дела, а только на Бога, дающего праведность верующим в жертву Господню. Как голодный ищет пищи и человек с пересохшим ртом — воды, так и они молитвой и желанием, проявляющимся в добродетелях, стремятся получить спасение. Они говорят вместе с Давидом: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41, 2). И наградой будет им вечное насыщение созерцанием Бога. Они «насыщаются от тука дома Твоего (Боже), и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» (Пс. 35, 9–10). 

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Счастливы милосердные к нуждающимся. Это и те, кто кормит голодных и поит жаждущих, и те, кто утешает страдающих, и одевает нагих, и принимает странников, и хоронит умерших. Также милостивы те, кто обращает заблудших от путей зла, учит невежественных благу, дает благовременные советы, молится за ближних. В награду за это они будут помилованы милосердным Богом и на земле, и в страшный День Суда. 
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 
Счастливы те, кто через искренность и молитву достиг чистосердечия. Чистое сердце — это и свобода от всякой злой, особенно же блудной, мысли, и полная власть над собой, достигаемая постоянным бодрствованием над состоянием своего духа. Очищенное сердце — это отмытый и ясный глаз души, которым мы можем, подобно орлам, взирать на Вечное Солнце — сияющий лик Бога. И только очистившийся и телом, и душой способен правильно понимать Писание. 

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Счастливы те, кто, не терпя злобы и ненависти, примиряет враждующих между собой. Особая награда предназначена для тех, кто примиряет нечестивцем нечестивцев с Богом, своим учением обращая ко Христу врагов Божиих. Такие становятся сынами Бога, потому что действуют подобно Сыну Божию, примирившему Бога и людей, соединившему человечество и Ангелов.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 
Счастливы те, кого преследуют за верность добру, за покровительство другим обижаемым, за благочестие. Так получил блаженство Иоанн Креститель, казненный за верность правде, ибо он не побоялся обличить нечестивого царя. Взамен потерянных благ земных они получат в наследство Царство Небесное и бесчисленные богатства, которые нельзя ни украсть, ни испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Счастливы, наконец, те, кто верен Христу до смерти. Он даст им венец жизни и воцарит вместе с Собой. Блаженны мученики, которых преследуют, обзывают, пытают, на которых клевещут, которых казнят за сладчайшее имя Христа. Их награда настолько велика, что даже не передается словами. Апостол Иоанн видел, что они уже сейчас пребывают под небесным жертвенником и одеты в одежды победителей (Откр. 6, 9–11). А их бесконечная награда за пределами мира превосходит всякое представление. Писание говорит: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14, 13).

Цель добрых дел

Таковы Заповеди блаженства, те драгоценные камни, из которых мы должны строить себе вечное жилище. Но надо помнить главное: цель христианской жизни — не в механическом накоплении добрых дел, а в стяжании благодати Святого Духа, именно для этого нужны и вера, и добрые дела, и молитва, о которой мы будем говорить, для этого принимают Крещение, ибо сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш]» (Лев. 20, 26).
Так повелевает Бог Всемогущий, исполним же Его благую волю и получим от Него жизнь, и жизнь с избытком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *