Поклоны

1043Высочайший Бог достоин всякого поклонения и почитания. И любое создание Его, желая проявить свою любовь и почитание, выражает это через поклонение. Кланяются Творцу небожители (Откр. 7, 9–12), и древние праведники (Быт. 22, 5; Исх. 34, 13–14), и апостолы (Мф. 28, 17). Даже Сам Господь Иисус Христос молился Отцу, преклонив колени (Лк. 22, 41). В конце времен перед именем Иисуса склонится всякое колено — и небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык провозгласит, что Господь Иисус Христос — во славу Бога Отца (Фил. 2, 10–11). 

Писание призывает и всех нас, говоря: «Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс. 94, 6–7). 

Но поклонение требуется от нас правильное. Как сказал Христос: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24). Поэтому мы должны, кланяясь Богу, не только преклонять свои колени, но и в сердце выражать любовь к Богу, прося у Него прощения грехов и благодаря за великий дар Его милосердия. Но и телесное поклонение мы совершаем, ибо созданы мы душевно-телесными, а потому и должны прославлять Бога и в телах наших, и в душах наших, которые суть Божии (1Кор. 6, 20). 

Церковь различает, вслед за Писанием, боголепное и почитательное поклонение. Первое подобает только Богу и называется также служением (Мф. 4, 10), а второе обращено ко всему, что удостоил Бог чести. Почитательное поклонение мы обращаем к святыням — храму Божию (Пс. 5, 8), священным изображениям (Исх. 25, 18; Чис. 26, 6–9; 2Пар. 3, 10–13), Кресту Христову (Пс. 98, 5; 131, 7), Ангелам (Быт. 19, 1; Суд. 13, 20), святым Божиим (4Цар. 2, 14–15) и их телам, которые суть храмы Святого Духа (1Кор. 6, 19). Также кланяемся мы и представителям власти, как Божиим слугам (Рим. 13, 1–7), священникам, как пастырям (1Петр. 5, 1–5; Евр. 13, 17) и друг другу, зная, что в каждом из нас есть образ Божий (Быт. 1, 31). Но боголепное поклонение или служение мы воздаем только Богу и кланяемся так только перед Святыми Дарами, которые есть Истинные Тело и Кровь Бога Сына. 

canon_foto_600Как правильно совершать поклонение? Мы кланяемся перед святынями или на восток, как повелевает нам апостольское предание. Ведь Бог наш — это духовный свет (1Ин. 1, 5), и Христос называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком свыше (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), то, по справедливости, именно восток — это как бы естественная икона Бога. На востоке был древний Рай (Быт. 2, 8), наше отечество, которое мы потеряли и желаем вернуть. Господь вознесся с горы на восток от Иерусалима, и вернется Он «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф. 24, 27). И поэтому, ожидая возвращения нашего Спасителя, мы кланяемся на восток. 

Церковь, следуя Библии, знает два вида поклонов — малый и великий. Совершая малый поклон, мы выказываем свое почтение к Творцу и Его славе. Он совершается во время всякого молитвословия (еще называется он «метанием», от греч. «метанойя» — покаяние). Человек сначала благоговейно осеняет себя крестным знамением, выражая тем веру в Распятого Христа, а затем наклоняется так, чтобы рукой можно было достать до земли. Если на богослужении человека благословляет священник, то должно совершить поясной поклон без крестного знамени.

36713.bВеликий поклон означает, по толкованию святителя Василия Великого, наше падение в грех и восстание из него силой Христовой. Он совершается в будние дни, особенно во время Великого поста. Творящий его, также перекрестившись, становится на колени и лбом касается земли. После этого он встает с колен. 20-е правило Первого Вселенского Собора (и ряд других канонов) запрещает совершать земные поклоны в воскресные дни (начиная с вечерни в субботу) и в период от Пасхи до Пятидесятницы. Церковный Устав распространяет это запрещение и на великие праздники. Причина в том, что в эти дни мы свидетельствуем, что стали через Святое Крещение сынами Бога (Гал. 4, 7), а сыновьям не подобает творить рабского поклонения. По этой же причине мы не совершаем земных поклонов во время пения молитвы Господней («Отче наш»). Но правило это касается только тех, кто не отлучен от Причастия. Последние, как находящиеся под церковным наказанием, должны земно кланяться во все дни, умоляя Бога о прощении. 

Священник Даниил Сысоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *