4 заповедь

dom_moi_dom_molitvy (1)Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 

Бог повелевает честно трудиться во славу Его шесть дней, а седьмой день посвящать Создателю. В Ветхом Завете таким особым днем Божиим была суббота, в которую верующие вспоминали о неделе Творения и об избавлении евреев из египетского рабства. И сейчас мы продолжаем почитать субботу, хотя и не так, как в древности, ибо Христос освободил нас от буквального исполнения ветхозаветных законов. В этот день Церковь всегда совершает Таинство Святого Причастия, в этот день запрещается строгий пост (как и в воскресенье), в храмах отменяются земные поклоны.

Но особый праздник для нас сейчас — это воскресенье. В этот день Бог вначале сотворил из небытия мир, и в этот же день Он восстановил нашу погибающую природу Своим Воскресением. И во исполнение слов Писания «сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117, 24) мы в воскресенье радуемся и веселимся о Христе Спасителе, Победителе смерти. 

Во исполнение этой Заповеди мы всегда собираемся в храм Божий вечером в субботу и утром в воскресенье (богослужебный день начинается с вечера, когда и началось творение вселенной). После воскресной службы христиане воздерживаются от работы до вечера, занимаясь изучением Слова Божия и добрыми делами. Трудиться в эти дни мы можем только для того, чтобы помочь бедному, сироте, вдове, больному, храму Господню, но ни в коем случае не для себя. 

Также христиане празднуют другие праздники. Из них главнейшим является Пасха, а за ней следуют двенадцать главных праздников:
1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября по юлианскому календарю (старый стиль) / 21 сентября по григорианскому календарю (новый стиль). 
2. Воздвижение Животворящего Креста Господня — 14 сентября / 27 сентября.
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября / 4 декабря.
4. Рождество Христово — 25 декабря / 7 января.
5. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января / 19 января.
6. Сретение Господне — 2 февраля / 15 февраля.
7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта / 7 апреля.
8. Преображение Господне — 6 августа / 19 августа.
9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 августа / 28 августа.
10. Вход Господень в Иерусалим — за неделю до Пасхи.
11. Вознесение Господне — через сорок дней после Пасхи.
12. Пятидесятница, День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов), — через пятьдесят дней после Пасхи.

Кроме праздников, эта Заповедь повелевает соблюдать и посты, установленные Церковью, в согласии со словами и примером Христа. Пост помогает победить диавола, усиливает молитву и дает возможность контролировать свое сердце. Во время поста надо воздерживаться от мясной и молочной пищи (в строгие посты запрещается и рыба), а также от объедения и пьянства (недопустимых, впрочем, и всегда). По взаимному согласию в это время прекращается и супружеское общение. Во время поста надо воздерживаться от пустых развлечений, пребывать в молитве, чтении Библии и больше раздавать милостыни. Конечно, посты не распространяются на больных, беременных, кормящих, находящихся в армии, заключении и путешествующих. Они постятся по мере своих возможностей. 

z_d8f1cc0dВ Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. 

Многодневные посты:
1. Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь.
2. Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля).
3. Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
4. Рождественский (Филиппов) пост — начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря / 7 января).
Однодневные посты — это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы — недели после Пасхи, Троицкой недели — после Пятидесятницы, Святок — периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея — третьей недели до Великого поста и Масленицы — недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2, 20).

Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. 
Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) — также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа / 1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января).
Таковы требования четвертой Заповеди. 

Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях — пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исх. 31, 14–15).

Но сейчас появился еще такой страшный грех против этой Заповеди, как отмечание вместо (или вместе) дней Бога праздников диавола — различных языческих торжеств. Это и празднование «восточного Нового года», и участие в «дне Нептуна», в различных торжественных днях иных религий. Это и исполнение многочисленных языческих ритуалов вроде сжигания масленицы, и следование восточным традициям на Новый год. Все эти действия являются вопиющим богоборчеством и тяжким грехом против Создателя. Ранние христиане шли на смерть, чтобы не делать того, что так легко позволяют себе их потомки. По церковным правилам, делающие такие дела отлучаются от Причастия на шесть лет! А если человек не раскается в этих злых делах — то его участь — быть с идолопоклонниками. 

Священник Даниил Сысоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *