Азами Православной веры, без следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры. Знание его необходимо для того, чтобы узнать Бога и угодить Ему.
Символ Веры читается наизусть крещаемым перед Таинством Крещения, он поется на Литургии, желающий принести покаяние также должен сначала произнести Символ Веры, по церковным правилам то же требуется от желающих вступить в церковный брак.
Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в существующем виде он принят отцами Вселенских Соборов — I Никейского (325 год по Р.Х.) и II Константинопольского (381 год по Р.Х.).
Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской, которыми, мы верим, руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и сокрушила всякую ложь. А наиболее точным изложением христианского учения как раз и является Символ Веры, который мы будем изучать.
Само греческое слово «символ» имеет множество значений, оттенков, его можно перевести 29 различными способами, что показывает особые грани смыслов этого священного провозглашения веры. В древнейшем значении это слово обозначало разломанную надвое палочку или кольцо, половинки которого брали друзья или возлюбленные, расставаясь надолго. И когда проходило много лет, они узнавали друг друга, сложив символ воедино. Так же наш Вечный Друг и Жених Христос оставил нам эту веру — как половинку кольца, по которой Он опознает нас в День Своего возвращения. Ясно, что если мы потеряем свою половиночку, или хотя бы испортим ее так, что изменится место соединения, то узнавание при встрече не состоится. Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Мф. 7, 23).
В другом переводе символ — это «присяга». Мы, христиане, верим, что Иисус Христос — это наш Единственный Господь и Царь. И поэтому, вступая в Его Церковь, которая называется воинствующей, мы приносим Ему присягу, как нашему Вечному Императору. Понятно, что если после Крещения мы откажемся от присяги, то будем клятвопреступниками и дезертирами, подпадающими под Божий Суд.
«Символ» переводится и как «пароль», по которому нас пропустят в возвращенный Рай. Этот пароль мы должны спрашивать у любого, кто захочет войти к нам в сердце, — а охранять наше сердце должен ум, стоять на посту, как часовой, чтобы никто нас не ограбил.
Священный Символ Веры надо принять сердцем и хранить его до конца жизни своей. Если нет проблем с памятью, необходимо выучить этот текст наизусть. Мы читаем Символ Веры в Церкви на церковнославянском языке, который в России используется для богослужения, поэтому и учить его надо на этом языке.
Толкование Символа Веры
Символ Веры состоит из двенадцати частей (членов), и мы будем их комментировать по пунктам.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
Вера здесь вовсе не слепой акт отказа от разума, как думают атеисты, а, напротив, высшее его цветение. Человек умом и сердцем находит Творца и затем уже доверяет Ему. Итак, уверовав, человек, во-первых, признает существование невидимых реальностей, и через это его разуму открываются новые горизонты, а во-вторых, он начинает доверять Богу, и таким образом жизнь его становится надежной.
Главный предмет веры христиан — это Бог. Под этим словом мы подразумеваем бесконечную Духовную Сущность, непознаваемую до конца в Своем безмерном могуществе, мудрости и славе. Бог вездесущ и вечен (вне времени), всемогущ и все знает. Он — совершенная Правда и Любовь, Он не нуждается ни в чем и Сам щедро дает все. Бог не есть ничто из существующего во вселенной. Он не материя, не энергия, не космос, не высший разум, не высшая часть души. Напротив, все, что существует, получает от Него бытие: все живущее — жизнь, разумное — разум, сильное — силу.
Бог называется единым вовсе не потому, что кому бы люди ни кланялись, они кланяются Ему, а потому, что только Он один истинно Сущий, а все другие, мнимые боги (Зевс, Кришна, Перун) — это ложь, которая не имеет существования, но за которой скрываются злые падшие ангелы. Итак, кроме Бога Творца, в Которого верят христиане, нет никакого другого.
Единый Бог называется Отцом, потому что Он Личность, извечно порождающая Сына. Но Он становится также Отцом для каждого, кто, уверовав в Его Сына, принимает Крещение. Бог Отец ни от кого не появлялся и потому называется еще нерожденным и безначальным.
Вседержителем Он называется потому, что весь мир до сих пор существует благодаря тому, что Его сила держит вселенную. Весь мир также управляется Его всемогущей волей, всякому добру помогающей, а всякое зло, возникающее из-за отказа свободных существ от добра, пресекающей и обращающей к благим последствиям.
Бог Отец называется далее Творцом неба и земли, ибо Он по своей свободной воле и без чьей-либо поддержки из ничего за шесть дней создал вселенную. И целью этого творения было вхождение всех свободных разумных существ в Его вечное блаженство.
Видимый и невидимый миры — это материальная вселенная и духовный мир.
Материальная вселенная была возглавлена человеком, созданным по образу Бога и предназначенным стать Господним подобием. К невидимому миру относятся Ангелы и наши бессмертные души. Ангелами (в переводе с греческого — «вестники») называются сотворенные разумные и могучие духи, не имеющие материального тела. Часть их по причине гордости отпала от Бога и стала бесами, породившими все зло во вселенной. Глава их, сатана, соблазнил первых людей. После своего мятежа бесы навсегда определились в своей ненависти к Богу, и им приготовлен мрак вечной тьмы.
Но все существующее, как видимое, так и невидимое, создано из небытия свободной волей Отца.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Как уже говорилось выше, Бог называется Отцом, потому что родил Сына, и здесь мы видим, как Церковь подробно описывает свою веру во Христа.
Итак, для нас Иисус Христос — это не великий посвященный и не учитель нравственности, не простой пророк и не первый революционер, а Вечный Бог, Второе Лицо Святой Троицы. Он называется единым, так как является единой Личностью, хотя и существующей в двух природах. Господом Он называется, ибо по природе является Владыкой творения. Царство Его — царство всех веков, и владычество Его во всяком роде. Но в особом смысле Он наш Господь — как наш Искупитель и Глава Церкви.
Имя Иисус Он получил после того, как стал человеком. Это имя означает «Сущий, Который пришел спасти» или просто «Спаситель». А слово Христос — не имя, а обозначение Его служения после Воплощения. В переводе оно означает «Помазанник», потому что Он, как человек, был помазан Своим Божеством, «ибо Сам Он помазал Себя: помазывая Свое тело Своим божеством, как Бог; будучи же помазываем — как человек; ибо Сам Он есть это и то. Помазание же человечества — божество». Помазание было дано Ему как Царю, Пророку и Священнику — в древности, во времена Ветхого Завета, царей, пророков и священников возводили на служение через помазание освященным маслом, потому они и назывались помазанниками.
Иисус называется Единородным, так как только Он один рожден из сущности Бога Отца, в отличие от других детей Божиих (людей и Ангелов), имеющих иную сущность, чем Отец.
Далее словами «от Отца рожденного прежде всех век» подчеркивается, что Сын рожден из сущности Отца до начала времени (а оно появилось вместе с миром). Вселенной могло еще и не быть, но Сын вечно рожден от Отца, и Его рождение подобно тому, как свеча зажигается от свечи, и первый огонь не уменьшается, а второй свет равен первому. Сын вечно связан с Отцом, как солнце с лучом, Он сияние Его славы и образ Его Личности, Он вечное самовыражение Отца, Его Слово, Премудрость, Сила.
Сын, как и Отец, есть истинный Бог, в отличие от фальшивых божков язычников и иноверцев. Но при этом нельзя считать, что есть два или три Бога. Все три Лица Троицы — Один Бог, так как один исток Божества — Отец. У всех трех Личностей одна сущность (природа), воля, царство, слава и сила, и Они все друг в друге вечно пребывают, отличаясь лишь тем, что Отец не рожден, Сын рожден, а Дух исходит.
Чтобы подчеркнуть истинность Божества Христа, Символ Веры говорит, что Он рожден, несотворен, единосущен (той же сущности) Отцу. В отличие от всех других существ, Христос не творение, а порождение сущности Отца.
Имже вся быша — то есть Сыном Отец сотворил мир (Кол. (1, 16), Ин. (1–3), Евр. (1, 3), свщмч. Ириней Лионский «Против ересей», глава 2, прав. Иоанн Кронштадтский «О сотворении мира»). Но не как орудие имел Отец Сына, а как совершителя своей воли, так что вся вселенная — своя для Господа Иисуса. Все Им и для Него создано, и все Его силой существует. Поэтому Он и спас тот мир, который Он же создал.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Как уже мы говорили, само имя «Иисус» значит «Спаситель». И, начиная с этого члена (части), Символ подробно излагает то, как совершилось наше спасение. Но от чего же нас надо было спасать? Церковь отвечает: от греха, проклятия и смерти.
Дело в том, что первые люди, Адам и Ева, отпали от Бога — источника жизни, совершив грех. В результате этого сама природа человека подверглась порче, ум утратил контроль над волей и чувствами, потерял свои первоначальные способности, так что ему стало трудно познавать Истину. Воля отклонилась от Бога, и зло заполнило нашу природу, так что нам легче согрешать, чем сделать добро. Это состояние называется первородным грехом, порождающим как телесную смерть, так и вечную гибель души, которая после смерти уходит в ад. И никто не мог избавить несчастного человека от этой вечной беды, кроме Самого Творца. Ведь надо было и переделать нашу природу, и истребить преступление, и победить смерть, и главное — восстановить общение с Богом. Кто из людей или иных творений мог бы сделать это?
И вот по Своей милости Господь Сам вступается за Свое творение. Три преграды стояло перед Ним. Первая из них — пропасть между Божественной и человеческой природами. Ведь сказано было Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20).
Как слабому творению устоять перед могуществом Истока всех сил? Не сгорит ли он, как мотылек в пламени? Но с другой стороны, где человек найдет жизнь, если не соединится с первой Жизнью?
Вторая преграда — грех, который не может быть проигнорирован Святым Богом. Ведь праведный Творец не может оставить преступление без наказания. Но с другой стороны, нет человека, который жил бы и не согрешил, а значит, все должны быть наказаны.
А третья преграда — смерть, разрушающая природу человека. О чем можно говорить, если все дела человека пожираются смертью? Как смертному существу можно общаться с Бессмертным, если смерть его не будет уничтожена?
И вот, Господь Иисус Христос приходит, чтобы уничтожить эти преграды, спасти человека и сделать его богом по благодати. Вечный Сын сходит с Небес, не перемещаясь в пространстве, ибо Он Бог и все наполняет. Но как на Небесах Его видят и Ему полностью покорны Ангелы, так в Своем Рождении Он становится видимым и на земле. Христос принимает плоть от Девы Марии, которая смогла родить Его без участия мужчины силой Животворящего Духа.
Единая Личность Сына Божия начинает существовать в двух природах, соединенных неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Христос, оставаясь совершенным Богом, стал совершенным человеком, имеющим человеческую душу, ум, волю. Он не имел лишь первородного греха, да и Сам не сделал никакого зла, и не нашлось лжи в устах Его.
И именно для этого и потребовалось непорочное зачатие. Дело в том, что в обычном зачатии человеку передается изначальная смерть, и люди, появившиеся таким образом, спасти других не могут, сами нуждаясь в спасении. Но когда человеческая природа была создана в утробе Девы силой Святого Духа, тогда она оказалась способной пребывать в Личности Бога Сына, так что с самого начала человеческая природа стала собственной природой Христа. И таким образом через Боговоплощение была преодолена первая преграда — разница природ. Обе сущности, не уничтожая друг друга, соединились в одной Божественной Личности, и теперь через Христа мы получили доступ к Отцу.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Христос пришел в мир и дал новый закон, закон любви, но главное дело Христа — это избавление нас от зла и греха, а для этого необходима была смерть, ведь жизнь можно купить только ценой жизни. Чтобы уничтожить преграду греха, Иисус Христос добровольно берет на Себя грехи всего мира. Невинный Праведник умирает за виновных, берет на Себя их наказание и проклятие с тем, чтобы уверовавший в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную. Его Кровь становится выкупом за наши грехи. Он отдает Кровь за кровь, душу за душу, тело за тело, и таким образом правда Бога вливается в наши сердца. «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
Христос как человек Сам приносит Себя в жертву Богу за наши грехи, и этим священнодействием освящает нас, изгоняя грех из нашего сердца, ума, из всей природы человека.
Он исправляет древнее непослушание Адама, став послушным Отцу до смерти, и смерти крестной, позорной, страшной, мучительной. Господь становится новым Адамом, родоначальником искупленного человечества. Как первый человек ввел в мир смерть, так Христос дал вечную жизнь. Вместо древа познания — Крест, который стал из орудия казни знаком нашей победы и спасения. Руки, тянувшиеся к преступному делу, исцелены пронзенными руками Иисуса Христа. Ноги, убегавшие от Бога, возвращены к Нему гвоздями, пробившими стопы Богочеловека. И так явилась Справедливость Бога, ибо победил врага-сатану не просто Бог, но человек. Та же природа, которая была взята в греховный плен в Раю, победила на Кресте.
Словами «при Понтийстем Пилате» Церковь подчеркивает, что произошло это событие в конкретный исторический момент, при Понтии Пилате, когда исполнились древние пророчества о приходе Примирителя (Быт. 49, 10) Бога и людей, прекратилась древняя вражда между творением и Творцом. И исполнились ожидания народов, некогда бывших чужими для Господа из-за беззаконного идолопоклонства и поклонения злым духам, а теперь ставших своими Ему через обращение к Распятому, через веру в Иисуса Христа.
Мы верим, что Христос не делал вид, что страдает, а действительно терпел страшные муки, чтобы нас избавить от смерти. Хотя, конечно, страдание это касалось только Его человеческой природы (Божественная природа страдать не может).
Он поистине умер и был погребен. Его Душа отделилась от Тела и сошла во ад. И ад был разрушен явлением Божественного сияния. Поверившие во Христа праведники взошли в Рай, и с тех пор туда вновь появилась дорога, закрытая преступлением первых людей. А древний наш враг, диавол, был скован и лишен силы, как несправедливо поднявший руку на Творца. Так рухнула вторая стена между Богом и людьми — стена греха, и так исчезла причина вековечной смерти, не отпускавшей от себя человека.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
Апостол Петр говорил, что смерть мучилась родовыми схватками, когда приняла в себя Христа, ибо не могла удержать Его (Деян. 2, 24). Причина в том, что смерть разрушает целостность человека, ибо человек — это не просто бессмертная душа, а союз души и тела. Но Христос — вездесущая Божественная Личность, и поэтому, хотя Душа Его и отделилась от Тела, через Божество связь между Душой и Телом Иисуса оставалась. Вследствие этого Душа Христа не осталась в аду и вновь соединилась с Телом Его, которое до воссоединения с Душой, до Воскресения, оставалось в гробу нетленным. Так Господь Иисус взорвал смерть изнутри, не дав ей завладеть Своею Личностью.
И в третий день, то есть в воскресную ночь, когда Бог создал из небытия мир, Христос силой Своего Божества воскрес из мертвых. Его душа вновь и навсегда соединилась с Его же Телом, так что оно стало навсегда неподвластным гибели.
Воскресший Иисус — Первенец из мертвых, Начаток, то есть первый сноп нового урожая воскресших. Смерть была уничтожена, и с пасхального утра начался обратный ход мировой истории — процесс воскресения всех умерших. Так рухнула последняя стена между Творцом и людьми, и с этого момента бессмертный Бог «заражает» Своим бессмертием человечество.
Это предсказывали и древние пророки, чьи слова дошли до нас в Священном Писании, говоря, что смерть будет поглощена жизнью и вместо тления человечество облечется в нетление.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
На сороковой день после Своего Воскресения Христос плотью вознесся на Небеса, прокладывая нам путь в вечное Отечество. Отныне человеческая природа пребывает в нетварном океане Божества, выше ангельских пламенных духов — такова слава искупленного человечества. Отныне в вознесшемся Христе сокрыто пребывает наша жизнь, и мы ожидаем Его возвращения, потому что только в Нем наша новая жизнь откроется в полной мере.
Господь Иисус восседает по правую сторону — (одесную) Отца и как человек участвует в управлении миром. Он до сих пор является вечным Первосвященником, Который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас пред Отцом, быть единственным Посредником между Богом и людьми и уничтожать грехи христиан Своей Кровью. И Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных. Когда эта миссия будет завершена, Христос вновь вернется на землю, и враги Его будут брошены под ноги Его.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Второе Пришествие Господа Иисуса будет не таким, как первое. Господь придет на землю уже не как Спаситель, а как праведный Судья. Сначала над миром воссияет Крест — знак Его победы над смертью и грехом. Перед Лицом Иисуса пойдет пламень, который изменит вселенную. Небеса совьются, как свиток, и земля растает в огне. И явятся новые небо и земля, где обитает правда. Христос придет во славе Своего Отца, и все Ангелы Его с Ним. По Его слову, при пении трубы Архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что все человечество, с первого человека и до последнего, соберется перед Его троном.
Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат Вечную Жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. Так будет восстановлена полная справедливость. Всякое добро будет вознаграждено, а зло наказано. И не помогут нечестивым ни взятки, ни лжесвидетели.
И после Суда наступит вечное Царство Славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только всё возрастающая радость.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Далее Символ Веры учит нас верить и в Третью Личность Бога — в Святого Духа. Он Истинный Бог, Личность, а не просто энергия, как думают некоторые. Святым Он называется как освящающая Сила, делающая святых свободными от мира и пронизывающая их мощью Бога. Ведь само слово «святой» означает «отделенный от этого мира, запредельный», а также «нравственно чистый».
Он Господин творения, давший жизнь всему живому, и сейчас сохраняющий ее и приводящий к совершенству. И главное, Святой Дух дает нам вечную жизнь, потому Он и называется Животворящим.
Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому в Символе Веры и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он и Творец, и всегда пребывает в Сыне, и открывает нам Христа, и приводит нас к Отцу через Сына. Дух Святой усваивает нам спасение, которое совершил Господь Иисус. Он руководит Церковью, которую Он же и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы.
Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Он называется Утешителем, ибо утешает нас в скорбях и защищает нас от всякой беды.
Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков. Он — автор и Библии, и Священного Предания Церкви.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
Церковь, в которую мы верим, — это таинственный Организм, Тело Христа, дом Божий, новый народ Отца, искупленный Кровью Господа. Главой Церкви является Господь Иисус Христос. А входят в нее и живые люди, и умершие в вере, и Ангелы — все объединенные любовью Святого Духа. Только тем, кто является членами Церкви, обещано спасение.
На земле Церковь — это собрание христиан, объединенных Православной верой, богослужебным общением, подчинением иерархии и следованием Закону Бога. Все еретики (те, кто искажает Откровение Божие) и раскольники (отпавшие от Церкви по причинам, не связанным с верой, например по обрядовым или иным причинам) находятся вне ее и не имеют спасения, пока не покаются.
Церковь называется единой (то есть единственной), так как Она одна и нет других. Одно Тело Христово, как один ее Глава, и один Дух Святой. Ведь Бог — один, и путь к Нему — один. И хотя есть разные местные Церкви (Русская, Греческая, Иерусалимская и другие), но они не отдельные общества, а только части Единой Церкви.
Она святая, так как освящает, делает подобным Богу всякого христианина, какую бы жизнь ни вел он прежде. Источником святости Церкви является Святой Дух, живущий в Ней со дня Пятидесятницы (Деян. 2, 1–4). А упорно делающие зло отсекаются от Церкви или явно, через отлучение (как, например, Л.Н. Толстой или ушедшие в ислам и различные секты), или невидимым судом Бога.
Церковь называется соборной, или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и для всех без исключения народов несет свет спасения. В ней нет ни национальностей, ни социальных различий, и сила Бога спасает в ней всех от всех грехов, учит всем добродетелям, содержит всю полноту Истины.
Апостольской называется она потому, что основана через апостолов (людей, посланных на проповедь Христом). И дар Духа Святого передается в ней непрерывно через рукоположение епископов и священников непосредственно от апостолов, учеников Христа. Кроме того, Церковь и доныне исполняет апостольский долг проповеди Евангелия всем народам земли, и когда эта миссия закончится, настанет конец мира.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
Главный источник сил для членов Церкви — это Таинства, первое из которых — Крещение. Таинства — это особые, установленные Самим Богом священнодействия, в которых при помощи внешнего обряда верующему подается преображающая нас благодать Святого Духа. Начинается благодатная жизнь христианина через новое рождение от воды и Святого Духа, через Крещение для прощения всех грехов. Совершается оно через троекратное погружение в воду с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа. При этом человек омывается от первородного греха и от всех личных грехов, возрождается к новой жизни, исходящей от Самого Бога, и входит в Православную Церковь.
Совершается Крещение только раз в жизни, так как и родиться мы можем только один раз. Чтобы принять Крещение, необходимо иметь веру и покаяние. Но наша Церковь крестит и младенцев по вере их родителей и восприемников (крестных), которые обещают воспитать в Православии новокрещеного. Затем человеку дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел. Это второе Таинство — Миропомазание, совершающееся сразу после Крещения.
Вершиной всех Таинств является Причастие, когда под видом хлеба и вина православный христианин принимает Тело и Кровь Воскресшего Иисуса Христа для уничтожения греха и причастия к Жизни Вечной. Служба, на которой совершается это Таинство, называется Литургией (общим делом) и Евхаристией (благодарением).
Если человек согрешит после Крещения, то грех прощается ему через священника в Таинстве Покаяния (или Исповеди).
В случае телесной болезни христианин прибегает к Таинству Елеосвящения (или Соборования) для исцеления души и тела или для дарования безболезненной кончины.
Брак освящается в Таинстве венчания, когда муж становится образом Христа, жена — образом Церкви. И им дается сила к вечной любви и христианскому воспитанию детей.
И наконец, в Таинстве священства христианину через возложение рук епископа дается благодать на служение в Церкви. Если рукополагается диакон, то он получает право помогать священнику в богослужении. Священник может совершать все Таинства, кроме рукоположения, а епископ совершает Таинства и рукополагает, а также управляет местной Церковью, следя за чистотой веры и нравственностью ее членов.
11. Чаю воскресения мертвых…
Мы с надеждой ожидаем воскресения наших тел, мы знаем, что душа у всех людей бессмертна. После смерти праведники идут в Рай, где пребывают в некотором (пока неполном) блаженстве и молятся за еще живых христиан. Поэтому мы и прибегаем к молитвенной помощи святых, как наших заступников перед Богом. И практика показывает, что часто мы получаем от них реальную, действенную помощь.
Грешники же и некрещеные идут в ад, где находятся в страшном ожидании наказания. В это время крещеные могут еще получить облегчение по молитвам Церкви.
Но полное воздаяние совершится в День Суда, когда силой всемогущества Бога по дару Воскресшего Спасителя все умершие оживут, все воскреснут в возрасте Христа. Тела умерших людей вновь соединятся с душами, и тела будут точно отражать состояние души: праведники будут сиять, как солнце, а грешники будут мрачны, как ночь. И наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.
12. …и жизни будущаго века. Аминь.
Грешники, как уже говорилось выше, будут прокляты Богом и брошены в вечный огонь вместе с диаволом и его ангелами. Там их ожидает неугасимый пламень, кромешная тьма и неумирающий червь, и мучения их не прекратятся никогда.
А праведники получат Вечную Жизнь, они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной, станут друзьями Ангелов, получат небесные сокровища. Они будут жить в Новом Иерусалиме и станут богами по благодати, Святая Троица поселится в них. И блаженство их будет продолжаться всю бесконечную вечность, все всё возрастая и усиливаясь через общение с Бесконечным Отцом.
Таково краткое толкование Символа Веры. Так верит Православная Церковь.
Священник Даниил Сысоев