О святых

002Дух Божий по Своей воле дал в Церкви множество разных видов святости (1Кор. 12, 4–11). Потому и святые называются по-разному — соответственно тому, какой дар Бога был ими усвоен. Это пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, бессребреники и блаженные. 

Пророки — это святые Божии, в большинстве своем жившие до Рождения Христа, которые силой Духа Господня предсказывали будущее, обличали неправду и возвещали явление Христа. 

Апостолы (посланники) — это ближайшие ученики Христа Спасителя, которым Он дал повеление проповедовать благую весть о спасении и власть создавать церкви во всем мире. Христос избрал Себе двенадцать ближайших апостолов и семьдесят других, а после Воскресения Он призвал еще апостола Павла. Апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что они больше других потрудились в деле проповеди. Те апостолы, которые написали Евангелия: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, — называются Евангелистами. 

1335542290_mariya-magdalina-redakciyaТе святые, которые прославились как миссионеры, обратившие многих ко Христу, называются равноапостольными. Это, например, Мария Магдалина, князь Владимир, император Константин, Николай Японский. 

Мученики (свидетели Бога) — это святые, пострадавшие за верность Христу Спасителю и Его учению до смерти и тем засвидетельствовавшие победу Бога над смертью. Те, кто сражались за имя Христово, но скончались в мире, называются исповедниками. 
Первыми пострадавшими за Господа были святые Стефан и Фекла, потому они и называются первомучениками. Те мученики, которые сохранили веру в необычайно тяжких страданиях, именуются великомучениками (святые Георгий Победоносец, Варвара, Екатерина и другие).

Святители — епископы, угодившие Творцу праведной жизнью и ревностной заботой о пастве (например, святитель Николай Чудотворец). Три святителя IV века — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — еще называются вселенскими учителями, потому что их учение является образцовым для Всемирной Церкви. Те епископы или священники, которые умерли за Христа, называются священномучениками.

ib202Преподобные (достигшие чрезвычайного богоподобия) — это праведные христиане, угодившие Богу на монашеском пути. Они сохраняли чистоту тела и души и победили страсти, удалившись от мира. Монахи, казненные за Христа, — это преподобномученики. 
Бессребреники — это праведники, бесплатно лечившие болезни и исцелявшие недуги силой Господа. 

Праведные — это святые, угодившие Богу, живя в миру и будучи семейными людьми. 
Блаженными и Христа ради юродивыми называются те святые, которые, желая избавиться от тщеславия и гордыни, ради Бога притворялись сумасшедшими. Они делом показали, что Слово Господа есть безумие для мира (1Кор. 1, 18–2, 16). Бог часто давал им дар пророчества. В России самые почитаемые юродивые — Василий Блаженный, Ксения Петербургская и Матрона Московская. 

Мы почитаем святых как друзей Христовых, как детей и наследников Божиих. Как писал преподобный Иоанн Дамаскин: «Я называю их богами (Исх. 7, 1), царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Владыке». 

0313Мы просим святых о предстательстве пред Богом, и, подобно тому как друзья Иова просили его молитв (Иов. 42, 7–8; Быт. 20, 17; Чис. 16, 44–48; Исх. 8, 8–13), так и святые поддерживают своим сильным предстательством нашу слабую и немощную молитву. Ведь, пребывая на Небесах, они не забывают ходатайствовать о нас. Мы празднуем их память, как и повелевает Бог: «Память праведника пребудет благословенна» (Притчи. 10, 7). Мы почитаем их псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными (Еф. 5, 19), вознося честь к Богу святых. Во дни их памяти мы прославляем их сокрушением сердца, милостью к нуждающимся, участием в Божественной литургии. В честь них мы создаем храмы и священные изображения, ибо каждый святой — это живой памятник великого дела Искупления, очередной плод Крестной Жертвы. И как ветхозаветные патриархи в местах богоявлений ставили памятники, так и мы прославляем живые храмы Бога — святых, соотечественниками которых мы стали (Еф. 2, 19). Так проявляется единство земной и Небесной Церкви. По слову апостола Павла, «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12, 26). 


Мощи святых

Наша любовь не ограничивается почитанием памяти святых и их изображений, мы воздаем подобающую честь и их телам, как истинным храмам Духа Святого (1Кор. 6, 19; 3, 16). Сила Бога почивает в них и после смерти, показывая истинность будущего всеобщего Воскресения. Потому эти тела называются святыми мощами. 

Бог творит через них множество чудес — исцеляет больных, изгоняет бесов, источает благовонное масло (миро). Еще в древности кости пророка Елисея воскресили мертвеца (4Цар. 13, 21). Если Бог извел евреям воду даже из камня (Исх. 17, 6), тем более после животворящей смерти Господа благодать является в мощах святых. Ведь исцеляла даже одежда Христа (Мк. 5, 28–29) и апостолов (Деян. 19, 21).

4_4674От нетленного Тела Иисусова (Деян. 2, 31) телам святых, причастных силе Его Воскресения, дается часто дар нетления, так что они, вместо разложения, сохраняются нетленными и наполненными благоуханием. Например, мощи преподобного Александра Свирского спустя полтысячелетия сохранили все свойства живого тела — мягкость, светлость, из него изливается чудотворное миро. В пещерах Киево-Печерской Лавры находятся нетленные тела сотен святых, эти тела, очищенные подвигами, будут прославлены в Последний День.

Именно поэтому мы воздаем мощам то же почитание, какое воздавалось храму и святым. Мы целуем их, возжигаем перед ними свечи и лампады, воскуряем фимиам, поклоняемся им (Пс. 5, 8; Дан. 2, 46). В соответствии с древним преданием частицы мощей мучеников ставятся под жертвенник (престол) храма — как воспоминание о душах убитых за имя Божие, пребывающих под небесным жертвенником (Откр. 6, 9–11). 

Священник Даниил Сысоев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *